Согласно Библии славяне произошли от седьмого сына Иафета – Мосоха (Срав. Российский Синопсис). По преданию племя Мосоха было при строении Вавилонской башни. По рассеянию народов оно пришло в страну, которая называлась Сарматия, по правнуку Арфаксадову Сармофу [1]. Летопись Нестора также кладет в основу древней истории славян библейское повест-вование. Теперь гораздо больше внимания уделяется Библии, как историческому источнику, и нет никакого основания не искать древние данные о предках славян именно на ее страницах. «От сих же 72 языку бысть язык словенск от племени Афетова Нарцы, еже суть Словени. По мнозех же временех сели суть Словени по Дунаеви, где есть ныне Угорска земля и Болгарска. От тех словен разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седяше на котором месте: яко пришедше седоша на реце именем Морава и прозвашася Морава». По этому рассказу Нестора, надо ставить вопрос не о времени пришествия славян за Карпаты с севера, а, наоборот, расселившись в Дунайской низменности, славяне чрез Карпаты, с юга на север, отправились на свою будущую историческую Родину.
Археологические данные говорят, что еще в доисторическое время были здесь частые нашествия, движения народов [2]. На Закарпатье множество находок материальной культуры первобытных народов. На Чернечьей Горе возле Мукачева найден скребок с мезолитической тенденцией, что является доказательством древности поселений на Закарпатье. Из нового каменного века найдены предметы в 62-х местах, например: Арданово, Берегово, Доманинцы, Дубровка, Завидово, Кайданово, Королево, Мукачево, Перечин, Свалява, Червенево и др. Из бронзового века: в 63 селах: Бабичи, Имстичево, Лалово, Верецки, Рахово, Ужок и т.д. Из эпохи гальштадского периода в 16 местах. Из латенского периода в 8 местах [3].
Обилие археологических находок свидетельствует, прежде всего, о заселенности Закарпатья. Видимо область была заселена (хотя и редко) в эпоху позднего мезолита. Обилие и разнообразие археологических находок является столь очевидным доказательством интенсивной жизни человека на Закарпатье, что вопрос о незаселенности области должен быть по справедливости сдан в архив.
Область была заселена в эпоху неолита. Население вряд ли прекращалось, о чем свидетельствуют находки из римской эпохи в 23 местах и из эпохи переселения народов в 15 местах.
До Р. Х. в IV-II столетии на горе Ловачке и Галишовке и в их пределах жили кельты, которые занимались не только охотой и рыболовством, но и земледелием; там при раскопках были найдены лопаты, топоры и др.[4] Археолог Т. Легоцкий пишет, что еще кельты вели войны со славянами в IV-II вв. до Р. Х. Аттила имел в Паннонии свой центр. Венгры, придя на Закарпатье в 893 году, уже встретили не только население, но и город Унг, где им было оказано сопротивление [5].
Проф. Л. Нидерле пишет: «Что же касается хребта Карпатских гор, то западные склоны его находились под влиянием доисторической Венгрии, Адриатики и Италии, а восточные подпали под греческую культуру берегов Черноморья, а равно подчинялись массе влияний восточных – иранских, тюркотатарских и финских» [6].
Скажем хотя бы вкратце о тех народах, о которых есть данные, что они находились на территории будущей Мукачевской епархии или же в смежных районах. То, что название Дуная – Истер происходит, как думает К. Мейсарош, от слова бистер (сербское бистер), дает основание предполагать, что свидетельство летописца Нестора находит себе подтверждение в географических названиях. Но местам поселения славян довелось быть как бы проходным или постоялым двором. Как область вокруг Дуная, так и Полесье (где прародину славян находит Нидерле), были постоянно подвержены вторжениям.
Взгляд летописца Нестора был усвоен историком Н. Надеж-диным, а позднее развит проф. Никольским. В работе проф. Никольского, одного из составителей сборника «Древний мир в памятниках его письменности», под ред. проф. Б. А. Тураева, которая и была там напечатана, высказывается мысль о том, что древние хетты дали две волны переселения: первая в Италии образовала Этрурию, а вторая через Гелеспонт направилась на Балканы и дала начало славянским племенам. Мотивирует он свои доводы на основании филологических исследований языков хеттского, этрусского и древнеславянского. Эти миграции Никольский относит к I-му тысячелетию до Р. Х. Кроме того, дается анализ религиозных верований: бог хеттов Тешуб изображается также как и Перун с громовыми стрелами. На основании портретов Никольский считает, что самый чистый вид славян сохранился на Балканах.
Археология говорит нам, что на Закарпатье до сих пор встречаются городища [7] из времени до Р. X. «Между лесами, возле речек выбиралось место, которое огораживалось рвами и деревянной или каменной оградой. В такое укрепление пряталось окружающее население во время опасности. Сильно укрепленным городищем был Земплин (еще до прихода мадьяр). Такие же городища были в Ужгороде и Мукачеве. В районе верхней Тисы их было больше. Например городище в селе Русское Поле Тячевского округа. Такие же городища встречаем в Чонади, Бигори, Чонгради, Демечери, Повч-Петрию» [8].
Геродот говорит о кельтах, как о жителях возле Дуная уже в V столетии до Р. Х. То, что Легоцкий пишет о войнах кельтов со славянами, свидетельствует о древнем пребывании славян в притисских областях.
Как о насельниках до Р. Х. говорится о гетах, которые хотя и имели свой центр на правом берегу Дуная, но, находясь под ведением Мины Лизимаха, короля траков, могли достигать Карпат.
Далее выступают на историческую арену кельты. Они встре-чаются под разными именами: римляне их называли галлами, а греки галатами[9]. Остатки их пребывания можно усмотреть в названии горы к западу от Мукачева Галишевка[10]. Хотя греки называли галлатами население в Малой Азии, но нельзя ли в послании ап. Павла к галатам видеть и насельников возле Дуная. Послание могло быть обращено к обоим группам галатов. В этом случае предание о том, что ап. Павел был и апостолом придунайских народов и славян, получает новое освещение.
Во время Траяна в Паннонии были римские ветераны (98-117). Во II-III веках в Карпатах проживали карпы. Возможно, что от этого славянского племени произошли хорваты. Если принять эту гипотезу, тогда следует вывод, что название народа произошло от гор Карпатских. В славянских языках и теперь часто называют людей по географическому признаку, например, кавказцы, балканцы. Мнения о том, произошло ли название гор Карпатских от народа, или же народа от гор, разнятся. В конце жития свв. Кирилла и Мефодия помещается иногда[11] статья «О Казарех». Там пишется: «племя некое скифское глаголемое (от гор Аланских) Аланы, прозвании же потом (от реки Козара именуемой) Козары, седе и долгим временем расплодися зело». Это является примером, что народы получали свои имена от гор и рек, а не наоборот, что, между прочим, согласуется со свидетельством летописей.
Интересно, что Церковь почитает несколько святых, которые носят имя Карп. Это имя невольно напоминает горы Карпаты. Есть ли здесь какая либо историческая связь, или же это только случайное совпадение?
13 октября празднуется память свв. Карпа и Папилы. Житие помещает их в Малой Азии, в г. Пергаме. Во время царя Декия они были судимы в Фиатире, оттуда гонимы в Сардию, а потом в Пергам.
26 мая память св. ап. Карпа, от 70. Он носил послания св. ап. Павла. Был епископом в Верее Фрачевской. Был на Крите. Принял мученическую кончину. Ношение им посланий ап. Павла и епископство во Фракии (на Балканах) дает возможность для предположения, что он был из народа карпов. (Карп по-гречески значит плод). Характеристика Карпа и его моление о гибели грешников, представляют его, как обращенного язычника.
Позднее выступают языги – сарматы. Потом приходят готы, гепиды и гунны.
Дакия была оставлена Аврелианом в 271 году. Паннония была также оставлена в IV веке под напором готов – гепидов и, наконец, гуннов. Гунны прогнали готов из Паннонии в 376 году[12]. После гуннов в Паннонии были также остготы, гепиды, лангобарды. К. Мейсарош предполагает, что гунны были славянского происхождения, или же, во всяком случае, у них был древнеславянский язык в употреблении[13]. Под ведением Аттилы (434-453) гунны создали могущественное государство с центром в Паннонии. «Историк Приск (V в.), который описываетбыт племен, входивших в гуннский союз Аттилы и живших в Паннонии, указывает на наличие у них нескольких славянских слов (например, мед, для обозначения медового напитка), что свидетельствует о существовании славянских элементов в Паннонии уже в V в.»[14].
Анты, под именем которых надо видеть одно из славянских племен, также были на Закарпатье. Их пребывание осталось в наименовании села Анталовцы. Если даже считать, что село Анталовцы получило свое наименование от имени Антал, то и в таком случае корень слова происходит от Анты.
Имя венеты, как будто созвучно селу Велятин. Возможно, что слово велеты, т.е. большие люди, великаны, которое употребляется и до сего дня, есть измененное от венеты. («Пинтя велет коровщився, як го били потрощився»).
После гуннов появляются авары. В 567 году они подчинили себе окружающее население. Об аварах (обры русских летописей), сохранилась печальная память. Они были велики телом и горды умом. Летописец повествует, что когда обрин хотел куда-либо ехать, то он в телегу запрягал вместо коня 4-5 славянских жен, которые должны были его везти. Обры погибли в результате победы франков в 796 году и болгар в 807 году. Среди славян осталась поговорка «Погибоша яко обри». «Империя Франков расширилась до Паннонии, а государство болгарское на восток от Дуная и Тисы до Северной Угрии»[15].
На историческую арену выступает Моравия. Первым князем Вел. Моравии был Моймир, в первой половине IX века. Тогда же встречаемся и с названием «Slougenzin marchan»[16] (т.е. Словенская Марка). Поскольку позднее встречаемся с названием «Marchia Ruthenorum»[17], т.е. Русская Марка, можно предполагать, что их положение и управление было аналогично. Преемником Моймира (†846) был Ростислав, во время которого Нитрянское княжество досталось его преемнику – Святополку. Нитрянское княжество составляло часть Моравской архиепископии[18].
Святополк захватил Велико-Моравский престол и сидел на нем до своей смерти (†894).
В 791-796 гг.. Карл покорил аваров и создал Паннонскую Марку[19].
Сам термин «Славяне» встречаем у писателей VI в. В сочинениях Прокопия и Иорнандеса[20], который определяет местонахождения славян в Мизии[21] и говорит о славянизированных римлянах. Это, по-видимому, румыны. В области Карпат находились хорваты и сербы. Сербы находились выше Карпат и звались бойками. Еще и теперь часть славянского населения и с одной и с другой стороны Карпат называют бойками.
Как государства, так часто и города, по славянским понятиям делятся на великие и малые. «По славянским понятиям всегда державы делились на две части: на велику и малу. Так была Хорватия Велика и Мала. Была Сербия Велика, была, несомненно, и Мала. Была Моравия Велика, была и Мала – За Дунайска. Была Велико-Польша, была и Мала, Велика Русь и Мала и пр.»[22] И сегодня есть в Закарпатской области много мест, которые носят название Великих и Малых: Березное, Геевци, Добронь, Лучки, Бигань, Копаня и т.д.
Какое же славянское племя находилось на Карпатах? Воз-можно, что это были угличи. На это указывает название города Уг или с носовым «н» (влияние древнеболгарского языка) – Унг. Но есть и еще несколько данных, которые могут подтвердить эту догадку. Например, столица Угоча, древнейший монастырь Угольский[23]. Некоторые считают гуцулов остатками гетов или же половцев.
Один французский писатель считает русских в притисских районах французского происхождения. Проще и вернее считать таковыми румын.
К. Мейсарош и Т. Легоцкий считают, что славяне находятся на Закарпатье с незапамятных времен.
В Карпатах также указывается на пребывание здесь народа бессов. Это имя опять таки, как и название карпов – от Карпата, будто бы произошло от Бескида.
Аноним говорит (и это повторяет Бидерман), что много рус-ских прибыло на Карпаты с Алмошем.
Еще на заре своей истории Закарпатье было местом, где встречались разнообразные влияния.
Славянские племена, которые еще в доисторическую эпоху находились на Закарпатье, были непрерывно в соприкосновении или столкновении с целым и длинным рядом других племен и народов. Влияние одних на других было обоюдное. Во втором тысячелетии нашей эры славянский этнос усиливался в результате частых приходов-переселений из-за Карпат, с Киевщины, с Галиции. С другой стороны славянский элемент ослаблялся здесь под влиянием соседних народов.
Цель Церкви – религиозная: воспитывать верующих в духе Христова учения для восстановления падшей природы, для усвоения благодатных даров, для жизни будущего века. Христианство – вселенская религия. Люди становятся братьями, к какому бы народу они ни принадлежали, если одинаковой веры.
[1] Раич. История славено-болгарского народа. Будин. 1801. Стр. 3.
[2] Янкович . Подк. Русь в предистории. 1931. Стр. 37.
[3] Данные приводятся по книге (вышеотмеченной) Янковича. С тех пор было произведено много раскопок и найдены новые предметы. См.: К. Бернякович. Советское Закарпатье. № 1441. (9.V.1953).
[4] Lehoczky T. A ber. gцr.k.lel. Tцrtеnete a XIX s. vеgeig. Munkаcs. 1904. Pag. 3.
[5] Anonimus.
[6] Л. Нидерле. Быт и Культура древних славян. Прага, 1924. Стр. 18.
[7] J. Pasternak. Ruskе Karpaty v archeologii. Praha. 1928.
[8] А. Мицюк. Нариси. Т. I. Стр. 4.
[9] Szilagyi s. A m. nemz. tцrt. t. I. Pag. XLV.
[10] Объяснение названия горы Галишовка от галов принадлежит арх. П. Сова.
[11] Напр. Жития Святых. Москва. 1777. Мая 11.
[12] Вик. Кимак. Всемирная История.
[13] К. Мейсарош. Цит. соч.
[14] Удальцев. А. Історія середніх віків. Т. І. Київ. 1948. Стр. 51.
[15] Славянский Сборник. Т. І. История Словаков. Пичь. Стр. 90.
[16] Dipl. Zud, 860 a.
[17] Биогр. Конрада, Зальцбургского архиепископа. 1131 г.
[18] Славянский Сборник. Т. І. История Словаков. Пичь. Стр. 90.
[19] Удальцев. Цит. Соч., стр. 101.
[20] «De rebus Gethicis» cap. 5. «Vinidarum natio populosa, qvorum nomina licet nunc per varias familias et loca mutata principaliter tamen sclavini et Antes nominantur», cap. 23 «Ab una stirpe profecti tria nunc nomina reddidere: Venedi, Sclavini, Antes».
[21] «Sclavini a civitate Nova et sclavino Rumnuneshi et lacu, qvi appellatur Mursianus usque ad Danastrum et in Boream vistcla tenus, commorantur».
[22] Галичанин. Львов. 1863 г. О. Партыцкий. Червонная Русь. Стр. 213.
[23] Я. Головацкий пишет Ужгород – Вугвар. (Венок русинам на обжинки. Ч. II. Вена, 1847, стр. 203.) В таком произношении Ужгород – Вугвар близок по кор-ню с названиями других мест. Напр.: Вунигово.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История Церкви || История Мукачевской епархии в древнее время || История Мукачевской епархии в новейшее время || Источники церковной истории Мукачевской епархии || Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость || Географическое положение Мукачевской епархии || Горы. Реки. Переходы – Прислопы. Леса. Климат || Население || Язык. Обычаи
|